О самолете
Як-141 — первый в мире палубный сверхзвуковой истребитель вертикального взлета и посадки. 9 марта 1987 года летчик-испытатель Герой России Андрей Синицын поднял в небо истребитель Як-141, опередивший западный F-35B на 20 лет. При создании этого самолета применили новейшие научно-технические решения как в конструкции планера, так и при выборе вооружения и оборудования. Прицельно-навигационный комплекс Як-141, включающий бортовую радиолокационную станцию, обеспечивал решение всех боевых задач, присущих истребителям четвертого поколения.
Машина задумывалась для эксплуатации с кораблей, а также с взлетно-посадочных полос, обладающих ограниченными размерами. Як-141 мог взлетать непосредственно из своего укрытия по выводной рулежной дорожке. Это обеспечивало массовый подъем и ввод в воздушный бой подразделения самолетов Як-141 непосредственно после сигнала боевой тревоги.
26 сентября 1991 года Андрей Синицын совершил первую в мире посадку Як-141 на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». На этой машине летчиком Синицыным установлено 12 мировых рекордов грузоподъемности и скороподъемности на максимальную высоту при вертикальном взлете и посадке. Все они утверждены Международной авиационной федерацией (FAI).
Создание Як-141 — выдающееся техническое достижение ОКБ Яковлева, которое значительно опередило имеющийся в начале 1990-х годов мировой уровень. Как заявил генеральный директор компании «Яковлев» Андрей Богинский, «Тема самолета вертикального взлета и посадки была заморожена в трудные 1990-е года, однако научно-технический задел у нас сохранен. Его соединение с новыми авиационными технологиями позволяет достаточно быстро вернуться к созданию самолетов вертикального взлета и посадки, если министерство обороны России поручит нам эту работу».