О самолетах
Самолеты марки «Як» стали основой истребительной авиации СССР в годы Великой Отечественной войны. Як-1, выпускавшийся серийно с 1940 года, позволил дать отпор врагу в первые и самые трудные годы войны, а дальнейшее развитие семейства — Як-7, Як-9 и Як-3 — позволило советским летчикам окончательно завоевать господство в воздухе. Вклад самолетов «Яковлева» в достижение Великой Победы, 80-летний юбилей которой мы отмечаем в этом году, можно описать так: каждый второй истребитель, сходивший с конвейеров советских заводов в период с 1941 по 1945 год, носил имя «Як».
Як-1 — первый боевой самолет, разработанный ОКБ Яковлева. Принят на вооружение в 1940 году, к началу войны было выпущено чуть более 400 истребителей. Применение в конструкции доступных материалов позволило в сжатые сроки кратно нарастить выпуск самолетов с началом войны, однако появление более совершенных модификаций немецкого Мессершмитта Bf-109 потребовало модернизации машины и дальнейшего развития линейки истребителей «Яковлева».
Як-7 — изначально создавался как двухместный учебно-тренировочный самолет Як-7УТИ, однако с началом войны было решено сделать одноместную боевую версию самолета, которая, в свою очередь, стала основой для множества модификаций. Як-7Б с обновленным двигателем, усиленным пулеметным вооружением и убирающимся хвостовым шасси стал одной из самых массовых модификаций — он догнал Мессершмитт по скорости и в 1942-1943 годах эффективно проявил себя в Сталинградской битве и битве на Кубани. Модификация повышенной дальности Як-7ДИ стала прототипом Як-9, который в дальнейшем вытеснил Як-7 с производства.
Як-9 — самый массовый советский истребитель периода Великой Отечественной войны, созданный с учетом боевого опыта, полученного на Як-1 и Як-7. От своих предшественников отличался более обширным использованием дюралюминия в конструкции, что позволило снизить вес самолета и повысить полезную нагрузку, создав модификации с увеличенным запасом горючего, более мощным вооружением и специальным оборудованием.
Як-3 — модернизация самолета Як-1, самый совершенный советский истребитель времен Великой Отечественной войны. Отличался высокой скоростью и маневренностью. Уже в ходе войсковых испытаний в июле 1944 года советские летчики на Як-3 нанесли ряд разгромных поражений противнику на Bf-109G и FW-190А, закрепив господство СССР в воздухе. 21 декабря 1944 года летчик-испытатель Виктор Расторгуев на Як-3 достиг скорости горизонтального полета 745 км/ч на высоте 6300 м. Это был рекорд для советских поршневых самолетов того времени.