Календарь 2025

О самолете

120 + 4
пассажира и члены экипажа
2 790км
максимальная дальность полета
9 600м
высота полета
750км/ч
крейсерская скорость

Як-42 — реактивный ближнемагистральный пассажирский самолет для местных авиалиний. 6 марта 1975 года лётчики-испытатели Арсений Колосов и Юрий Петров впервые подняли машину в небо. После успешного завершения испытаний и старта серийного производства машина активно эксплуатировалась в СССР, Иране, Китае, Пакистане и на Кубу.

Первые полеты на пассажирских маршрутах начались в 1980 году. Свой первый пассажирский рейс самолет выполнил из московского аэропорта Быково в Краснодар. Лайнер зарекомендовал себя как надежная и комфортабельная машина, став одним из самых экономически эффективных самолетов СССР. В декабре 1981 года на самолете Як-42 экипажем под руководством Героя Советского Союза летчика-испытателя Валентина Мухина осуществлен беспосадочный перелет Москва  Хабаровск и установлен мировой рекорд дальности — 6144 км — для самолетов с взлетной массой 45-55 тонн. Всего на Як-42 установили девять мировых рекордов.

Уникальной модификацией стал Як-42Д «Росгидромет»  самолёт для метеорологических исследований. Помимо «управления погодой», основной задачей машины стали исследования физики атмосферы, облаков и турбулентности. Як-42Д «Росгидромет» позволяет вести мониторинг трансграничных загрязнений, защищая экологическую безопасность России.

Всего выпущено 181 самолет Як-42. Потенциал совершенствования машины не был полностью использован. Прекращение производства в начале 1990-х годов стало следствием сокращения коммерческих авиаперевозок в 90-е годы и экспансия зарубежных лайнеров на российский рынок.